Вишняков Иван Яковлевич
Вишняков Иван Яковлевич (1699-1761 гг.) Крупнейший русский живописец середины XVIII века: портретист, монументалист, декоратор.
Родился в1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова. В 1714 г. «отпущен от отца своего в Санкт-Петербург», где обучался у мастера Оружейной палаты В.Г.Грузинца, а в 1727 г. был направлен в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья». Здесь, под началом руководителя Живописной команды Андрея Матвеева, он формировался как художник-монументалист, тесно сотрудничая с архитекторами, резчиками и скульпторами – всеми теми мастерами, которые создали декоративный стиль того периода, основанный на синтезе русского барокко и рококо.
В конце 20-х гг. началась совместная творческая деятельность Вишнякова и «живописного дела профессора» француза Луи Каравакка. С 1727 г. Каравакк официально стал его учителем, засвидетельствовав умение Вишнякова «изрядно писать персоны с натурального».
В1739 г., после смерти А.Матвеева Вишняков стал мастером и принял руководство над Живописной командой. Вскоре он получил одно за другим звания прапорщика (1741 г.) и капитана (1742 г.), ранг коллежского асессора, став, таким образом, дворянином (1745 г.), а в 1752 г. пожалован чином надворного советника и приведен к присяге.
Можно только удивляться выполнявшимся им объемам работ. Его живописная «служба» больше походила на военную: приказали, значит, надо срочно сделать самому или обеспечить исполнителями. Можно было утонуть в ворохе высочайших указов, счетов и отчетов. А ведь Вишняков не только руководил всеми живописными работами двора, но и непосредственно в них участвовал.
Художник работал в тесном контакте с зодчими В.В.Растрелли, М.Г.Земцовым и декоратором Дж. Валериани, участвовал в бесконечных перестройках, реставрациях и новом строительстве Зимнего, Летнего и Аничкового дворцов, Триумфальных ворот в Москве, Петропавловского собора, оперных домов, Петергофского и Царскосельского дворцов.
Роспись дворцовых интерьеров, создание образов для Троицкого собора и церкви Симеона и Анны, личные заказы императрицы Елизаветы Петровны. Всё это перемежается у Вишнякова с огромным объемом хозяйственной деятельности и обязанностями эксперта, в частности, свидетельствовавшего качество портретов царствующих особ.
Огромное наследие художника представляет собой грустный номинальный перечень названий. От многочисленных произведений мастера, который с пятнадцати лет и до самой смерти не знал ни дня отдыха, сохранились только около пятнадцати портретов, органично соединяющих традиции древнерусской иконописи и европейского рококо. Среди них документированы лишь два: это свадебные портреты дворян Тишининых из Рыбинского музея. Самый знаменитая работа мастера – «Портрет Сары Фермор» (ок. 1750 г., Государственный Русский музей).
За четверть века во главе Живописной команды Канцелярии от строений художником была создана целая школа, которая может быть по праву названа «школой И.Я.Вишнякова». Система обучения, разработанная А.Матвеевым и совершенствованная Вишняковым, легла в основу принципов преподавания в Академии художеств. Живописцы Г.Молчанов, И.Бельский, А.Антропов, иконописец М. Колокольников и десятки других художников были учениками этого замечательного педагога и заботливого наставника.